Новый министр информационных технологий и связи рассказал нам
о развитии сферы информационных технологий в Молдове, о биометрических
паспортах и повторном использовании информации в государственных
учреждениях. Что собой представляет Центр электронного правительства и
зачем нам Национальная комиссия по электронному преобразованию -
читайте в нашем интервью с Павлом Филип.
Господин министр, до каких пор мы можем ездить в Европу с
небиометрическими паспортами, каков крайний срок? И сколько стоит
оформление паспорта нового образца?
Решение о крайнем сроке въезда в страны ЕС с небиометрическими
паспортами является прерогативой Европейского союза. Срок их действия
указан в документах, удостоверяющих личность, выданных до 31 декабря
2010 года Центром государственных информационных ресурсов "Registru".
Республика Молдова взяла на себя обязательство выдавать
исключительно паспорта с биометрическими данными, что является
обязательным условием Европейского союза в свете перспектив
либерализации визового режима для молдавских граждан.
Документы нового поколения увеличивают уровень безопасности всего
процесса учета граждан. В случае утери или кражи биометрического
паспорта, им не сможет воспользоваться посторонний человек, его так же
нельзя подделать. В настоящее время паспорта с биометрическими данными
является самым защищенным документом для пересечения границы, он
принимается и признается ЕС в процессе миграции.
Стоимость биометрического паспорта гражданина РМ, оформляемого в течение одного месяца, составляет 850 леев.
В то же время, по инициативе Министерства информационных технологий и
связи и ЦГИР "Registru", были приняты меры по снижению цен на
биометрические паспорта для детей. Так, начиная с 7 февраля 2011 года,
для детских паспортов были установлены следующие цены:
- Паспорт с биометрическими данными для детей в возрасте 0-7 лет (оформление в течение одного месяца) - 480 леев;
- Паспорт с биометрическими данными гражданина РМ в возрасте от 7 до 12 лет (оформление в течение одного месяца) - 670 леев.
Показатель развития электронного управления в Республике
Молдова составляет 0,46, по сравнению с европейским средним показателем
в 0,65. Что предпринимается для того, чтобы вернуть позицию хотя бы
регионального лидера, как это было в 2003 году?
Продвижение инструментов ИТС для более эффективного управления
является одним из приоритетов, обозначенных в правительственной
программе "Европейская интеграция: Свобода, Демократия,
Благосостояние". С целью преобразования государственной службы путем
активного применения информационно-коммуникационных технологий,
повышения эффективности, прозрачности и качества управленческого
процесса, Постановлением Правительства № 392 был создан Центр
электронного правительства (E-Government). Национальную комиссию по
электронному преобразованию возглавляет премьер-министр Молдовы.
Создание Центра электронного правительства делает возможным:
а) создание архитектуры электронного правительства,
б) оказание помощи в реализации проектов по внедрению электронных государственных услуг,
в) разработку проектов и пакетов задач в области электронных государственных услуг;
г) обеспечение технического и технологического обслуживания
официальных страниц органов публичной администрации в сети Интернет,
д) разработку, проектирование и управление решениями, основанными на
информационных и коммуникационных технологиях для повышения
эффективности, прозрачности и совершенствования качества
производственных процессов в органах государственной власти.
Таким образом, Центр, располагая необходимыми финансовыми и кадровыми
ресурсами, позволит ускорить создание электронного правительства в
Республике Молдова.
В то же время, Министерство информационных технологий и связи для
обеспечения политической поддержки Центра электронного правительства
утвердит и будет продвигать План действий по разработке Стратегии
использования ИТС в государственных учреждениях, который будет основан
на положениях Национальной стратегии e-Преобразования и заменит
Концепцию электронного правительства, утвержденную Постановлением
Правительства №733 от 28.06.2006.
Каковы цели и задачи проекта "Электронное преобразование
Правительства", и в чем заключается практическая выгода, которую смогут
почувствовать люди в результате его осуществления?
Цель Проекта e-Преобразования заключается в увеличении доступности и
повышении качества спектра государственных услуг, предоставляемых
гражданам (в том числе представителям диаспоры) и бизнесу путем
использования инноваций и лучшего управления, благодаря информационным
технологиям и связи в государственном секторе. Этот проект направлен на
создание эффективной системы взаимодействия между органами
государственной власти, гражданами и бизнес средой посредством
государственных услуг, предоставляемых в электронном виде.
Проект e-Преобразования имеет несколько приоритетных областей, в том
числе создание Центра электронного правительства, направленного на
продвижение преобразования и повышения уровня использования гражданами
информационно-коммуникационных технологий.
Зачастую взаимодействие между правительством и гражданином (G2C) и
правительством и бизнесом (G2B) сопровождается огромным количеством
формальностей, требованием множества ненужных документов, а граждане
исполняют лишь роль курьера между различными учреждениями. В связи с
этим, внедрение электронных услуг призвано значительно упростить эти
отношения за счет снижения роли человеческого фактора, тем самым
способствуя борьбе с коррупцией.
Другим важным компонентом является внедрение передовых электронных
услуг с высоким уровнем воздействия и "немедленной выгодой" как для
городских и сельских жителей республики, так и для экспатриантов. Сюда
войдут несколько услуг, имеющих колоссальное значение, которыми
пользуется большое число граждан/представителей бизнеса, и
сосредоточенных на инновационных услугах, затрагивающих первостепенные с
социальной и экономической точек зрения проблемы. Это будет важно для
получения поддержки со стороны общества на более поздних этапах
программы преобразования, а также будет способствовать быстрому
продвижению Молдовы на лидирующую позицию в данной области.
Можем ли мы ожидать появления проектов, которые смогут
наверстать упущенные сроки реализации директив ЕС, в том числе
Директивы о повторном использовании информации? Откровенно говоря, мы
уже устали от необходимости в тысячный раз показывать в государственных
учреждениях одни и те же документы, удостоверяющие личность.
Министерство информационных технологий и связи приступило к
разработке законопроекта о повторном использовании информации в
государственных учреждениях и проекта постановления Правительства об
утверждении методологических норм по исполнению Закона о повторном
использовании информации в государственных учреждениях, в соответствии с
европейской директивой №2003/98/EC о повторном использовании
информации государственного сектора и исходя из концепции Open Data.
Цель закона заключается в регулирования повторного использования
информации в государственных учреждениях с целью создания новых
информационных продуктов и услуг.
В то же время, его целью является преобразование публичных данных в
данные открытые (доступные) - "Open Data". Услуги, исследования и
общественные политики зачастую основаны на таких первичных публичных
данных. Open Data не включает информацию о персональных или секретных
данных.
Правительство осознает, что информация государственного сектора,
когда она является доступной, - весьма активна и может быть
использована в частном секторе для развития новых услуг. Республика
Молдова имеет серьезные экономические и социальные интересы в деле
поощрения повторного использования правительственных данных.
Закон предусматривает создание внутреннего рынка и системы, которая
бы гарантировала, что не произойдет искажения конкуренции на внутреннем
рынке. Одной из основных задач учреждения внутреннего рынка является
создание благоприятных условий для развития услуг и их распространения
на всей территории страны.
Информация государственного сектора является важным сырьем для
цифровых продуктов и услуг, и одновременно с развитием услуг
беспроводной связи (wireless) становится все более важным ресурсом.
Широкое трансграничное географическое покрытие также будет очень
значительным в данном контексте. Более широкие возможности повторного
использования информации государственного сектора позволят местным
предприятиям использовать свой потенциал и способствовать
экономическому росту и созданию рабочих мест.
Вы уже видели отчет комиссии, проверявшей этой осенью деятельность государственного предприятия "Registru"?
В период с 22 декабря 2009 года по 7 мая 2010 Центр по борьбе с
экономическими преступлениями и коррупцией проверял деятельность ЦГИР
"Registru". В акте финансово-экономической ревизии от 7 мая 2010 не было
зафиксировано каких-либо серьезных нарушений.
Знаете ли Вы господина Моложена? Вы уже решили, останется ли он на занимаемом посту?
Естественно, как министр я знаю господина Моложена, генерального
директора ГП "ЦГИР "Registru", как же иначе, я знаю всех директоров
предприятий, подведомственных Министерству информационных технологий и
связи. Для того чтобы ознакомиться с финансово-экономическим положением в
подразделениях МТИС я разработал опросный лист, который позволяет мне
сформировать очень четкое представление о том, чем занимаются и каковы
перспективы данных предприятий. Я также запланировал посетить все
подведомственные предприятия.
При всем уважении к Вашим признанным менеджерским
способностям, все же некоторые склонны полагать, что от конфет и
сигарет до информационных технологий – просто огромная дистанция.
Почему Вы думаете, что справитесь с ролью министра информационных
технологий и связи?
Инициатива назначить меня на должность министра поступила со стороны
политического формирования, которое я представляю, – Демократической
партии Молдовы. Мне кажется слишком упрощенной связь: конфеты-сигареты –
IT; на предприятиях "Bucuria" и "Tutun – CTC" я добился хороших
результатов как менеджер, руководитель этих предприятий. Должность
министра для меня, прежде всего, это огромная ответственность.
Я полагаюсь на профессионализм команды, с которой я работаю, и я
намерен упорно трудиться, чтобы добиться результатов в области
информационных технологий и связи.
|